Холокост местонахождение. Холокост что это такое

Темная сторона Холокоста

Факты сотрудничества евреев с нацистами во время Холокоста .

В нашем мироздании существует одно явление, которое на протяжении тысячелетий будоражит человеческие умы, являясь источником многочисленных теорий, от научных до мистических и эзотерических. Находясь на Земле, человек никогда не мог и не может увидеть оборотную сторону Луны . Из-за того, что период вращения вокруг Земли и период вращения вокруг своей оси у Луны очень близки, с Земли можно наблюдать только одно полушарие Луны. Второе же полушарие спутника, называемое также «Темной стороной Луны », постоянно находится в тени. Этому явлению посвящено множество научных трудов, литературных и музыкальных произведений.

Моему поколению наиболее известен альбом британской группы Pink Floyd «The Dark Side of the Moon», являющийся до сих пор непревзойденным шедевром психоделического арт-рока. По крайне характерной случайности именно лидер группы и автор этого альбома Роджер Уотерс сейчас является одним из мировых лидеров в борьбе против сионизма, террористической деятельности государства Израиль и в противостоянии новой мировой религии «Холокост».

Как мы не можем видеть темную сторону Луны , точно так же от мировой общественности скрывается и темная сторона Холокоста. Разница лишь в том, что у Луны это явление естественное, а в случае с Холокостом узнать о его обратной темной стороне мешает огромная пропагандистская машина. Она с помощью контролируемых ею основных мировых СМИ создает в человеческом обществе новую искусственную реальность , заменяя в старой марксисткой теории понятие «надстройка» на понятие «гипер-реальность» с единицей своего измерения - «симулякром».

Вот так оправдываются деяния Симше Спира, представляя его и его подельников людьми с обидами на общество и с простительными комплексами, в книге Томаса Кинелли «Список Шиндлера»:

«Политическая часть деятельности Спиры вышла за рамки неодобрительного сотрудничества и была полна продажных мужчин, мужчин с комплексами, с грубыми недовольствами по поводу социальных и интеллектуальных проблем, которые они получили в прежние времена от уважаемого еврейского среднего класса . Помимо Шпиры, были Шимон Шпиц и Марсель Целлингер, Игнаси Даймонд, Дэвид Гуттер, продавец, Форстер и Грунер и Ландау. Они преуспели в вымогательстве и составляли для СС списки недовольных или мятежных жителей гетто».

Что характерно, еврейские Советы и другие структуры появлялись в каждом городе и местности компактного проживания евреев под нацистской оккупацией. Россия - не исключение. Достаточно вспомнить «Еврейский совет старейшин» Ростова-на-Дону времен немецкой оккупации во главе с доктором Лурье , который был создан 2 августа 1942 года по инициативе оккупантов и подчинялся зондеркоманде СС 10-А под командованием оберштурмбанфюрера СС Кристмана . Именно этот Совет выпускал и подписывал воззвания, обращенные к евреям Ростова-на-Дону, предписывающие им явиться в пункты сбора для переселения в места компактного проживания, а в реальности - отправляющие евреев Ростова на смерть, на расстрел в Змеевскую балку.

Все члены этого Совета во главе с доктором Лурье сейчас являются «жертвами Холокоста», а их имена включены в списки музея Холокоста Яд Вашем в Иерусалиме .

Оправдание нацистских преступников только на том основании, что они были евреями, сейчас приняло организованный и масштабный характер. Этот процесс является государственной политикой таких стран, как Израиль и США. К примеру, как пишет информационное агентство Спутник в статье «Jews Collaborating With Nazis During the Holocaust is Confirmed Fact - Warsaw», отбиваясь от обвинений в Холокосте всего польского народа, начальник канцелярии польского премьер-министра Михал Дворчик привел факты о том, что среди коллаборационистов, помогавших нацистам во время Второй Мировой войны , были представители разных национальностей, в том числе и евреи. Что я и описал в этой статье. Однако Польша тут же получила от Израиля возмущенную отповедь. Беньямин Нетаньяху сообщил в твиттере, что он позвонил премьер-министру Матеушу Моравецкому и сказал, что «замечания, которые были сделаны, являются недопустимыми, и отсутствуют основания для сравнения действия поляков во время Холокоста , и евреев» . И это является ярчайшим проявлением нацизма, причем со стороны государства Израиль и его премьер-министра.

Продолжение следует…

Разоблачения мифа о Холокосте Левашов Exposing the myth of the Holocaust

Для чего евреи с 1915 года выдумали несколько холокостов по 6 млн.?))

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции - открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Вечером 31 июля 1941 года к роскошному особняку в стиле барокко в лесу Шорфхайде на севере Берлина подъехал черный "мерседес"

В портфеле на коленях единственного пассажира лежал один из самых страшных документов в истории.

Охрана отсалютовала, ворота распахнулись, хозяин приветствовал гостя у входа.


Замок "Каринхалл" принадлежал Герману Герингу - "наци № 2", рейхсмаршалу, преемнику фюрера, обладателю семи государственных должностей, в том числе генерального уполномоченного по решению еврейского вопроса.

Приехавшим был группенфюрер Рейнхард Гейдрих, первый заместитель рейхсфюрера СС, курировавший гестапо Мюллера, политическую разведку Шелленберга и уголовную полицию, которого посвященные называли "головой Гиммлера" и "самым опасным человеком в рейхе".
Тучный, громогласный, одетый в экзотический голубой мундир Геринг долго хвастался картинами и статуями, мраморным хаммамом и зверинцем с львом по кличке Цезарь. Вечно занятой Гейдрих терпеливо ждал.

Зато в отделанном резными деревянными панелями кабинете с делом покончили быстро. Все было согласовано заранее.

Геринг подписал бумагу: "Дополняя предписание от 24 января 1939 года, в котором на Вас возлагалась обязанность решить еврейский вопрос наиболее выгодным на тот момент способом, путем эмиграции или эвакуации, поручаю Вам провести с учетом нынешних условий всю необходимую работу для окончательного решения еврейского вопроса на территориях, находящихся под контролем Германии".

Это был смертный приговор миллионам.

31 января 1942 года командный состав секретных служб и полиции Третьего рейха получил детальные инструкции касательно вывоза евреев Германии, Австрии и Чехии в созданные к тому времени лагеря уничтожения на территории Польши. Начался организованный геноцид.

В документах и публичных выступлениях слова "убийство", "уничтожение" или "ликвидация" не употреблялись. Эвфемизм "окончательное решение" нацисты, по имеющимся данным, позаимствовали у министра внутренних дел Османской империи Талаат-бея, в 1915 году использовавшего его в отношении турецких армян.

Две версии

До лета 1941 года официальной доктриной нацистов являлось не истребление евреев, а выдавливание их из Европы.

Нажим усиливался с каждым годом, но до массовых убийств до поры до времени не доходило.

Это напоминало гарроту - средневековое орудие для медленного удушения. После 31 июля 1941 года гитлеровцы взялись за топор.
Продолжается дискуссия между двумя школами историков: "интенционалистами", уверенными, что фюрер и его присные планировали "окончательное решение" начиная, как минимум, с публикации "Майн кампф" в 1924 году, и лишь до поры до времени отчасти считались с мировым общественным мнением, и "функционалистами", которые полагают, что Берлин в 1941 году действительно изменил позицию.

Преемник Гейдриха Эрнст Кальтенбруннер, начальник "еврейского" отдела гестапо Адольф Эйхман, его ближайший сотрудник Гюнтер Вислицени, комендант Аушвица Рудольф Хёсс в послевоенных показаниях держались второй версии, хотя их правдивость, конечно, не вызывает безусловного доверия.

"Истоки приказа фюрера об уничтожении всех, а не только русских и польских, евреев уходят в ранние времена", - утверждал в работе "Окончательное решение" интенционалист Джеральд Рейтлинджер.
Историк указывает, что идея газовых камер, вероятно, возникла из увлечения Гитлера эвтаназией, и первоначально они были испробованы на тяжелобольных и умалишенных.

Функционалист Рауль Хильберг, напротив, полагал, что "немцы сначала не представляли себе, что будут делать".

"Все получилось так, как если бы они вели поезд по пути постоянно возрастающего насилия в отношении евреев, не представляя себе точно, куда этот поезд, в конце концов, должен прийти", - писал он.

Выталкивание из страны

"Уже с 30 января 1933 года [день назначения Гитлера рейхсканцлером] евреи превратились в граждан второго сорта; но по большей части не путем террора, а за счет более чем явного отчуждения окружающих", - заметила в книге "Банальность зла" австрийский историк Ханна Арендт.

"Следует лишить евреев средств к существованию. Германия должна стать для них страной без будущего. Если старшему поколению еще можно разрешить упокоиться здесь с миром, то молодым людям - нет, их следует побуждать к эмиграции", - предлагал Гейдрих в мае 1934 года.

27 августа 1933 года рейхсминистерство экономики разрешило покидающим страну евреям вывозить капитал, если средства будут вложены в немецкие экспортные товары. Схема действовала до 1939 года, в соответствии с ней было переведено около 100 миллионов марок.

28 января 1935 года баварское гестапо направило низовым подразделениям циркуляр: "С организациями, ориентированными на эмиграцию, не следует обращаться с такой же строгостью, какая необходима при обращении с ассимиляционистскими еврейскими организациями".

15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские расовые законы, предписывавшие до 1 декабря уволить евреев - госчиновников и офицеров и запрещавшие арийцам вступать в связь с еврейками, а евреям с немками. Для мужчин нарушение каралось тюрьмой, зато женщины преследованию не подвергались. Гейдрих в 1937 году исправил этот "недосмотр", распространив негласную инструкцию арестовывать и партнершу.

После аншлюса в марте 1938 года в руках нацистов, в придачу к 600 тысячам немецких, оказались 150 тысяч австрийских евреев. Тогда впервые проявил себя командированный в Вену обер-штурмфюрер (по-армейски обер-лейтенант) отдела по делам евреев берлинского гестапо Адольф Эйхман.

Через 22 года на судебном процессе в Израиле он заявит, что перед ним поставили задачу максимально ускорить процесс оформления выездных документов, при этом вытянув у отъезжающих как можно больше денег. Центральное бюро еврейской эмиграции разместилось не где-нибудь, а в конфискованном нацистами венском особняке Ротшильдов.

Грабеж и дискриминация

К середине 1938 года Германию покинули 213 тысяч евреев (всего до начала массовых убийств успели уехать около 400 тысяч человек).

7 ноября 1938 года живший в Париже 17-летний польский еврей Гершель Гриншпан пятью выстрелами тяжело ранил секретаря германского посольства Эрнста фон Рата, скончавшегося спустя два дня.

По иронии судьбы, дипломат находился "под колпаком" у гестапо как скрытый антифашист.
9 ноября в огромном зале культовой для нацистов мюнхенской пивной "Бюргербраукеллер", где в 1923 году начался "пивной путч", собрались около трех тысяч человек, громко требовавших возмездия.

"Национал-социалистическая партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться", - заявил Геббельс.

В 00:20 Гейдрих направил всем местным отделениям полиции и гестапо инструкцию касательно "стихийных манифестаций": не мешать погромщикам, следя лишь за тем, чтобы не оказались под угрозой жизнь и имущество немцев, и арестовать столько евреев, сколько смогут вместить тюрьмы, при этом брать только здоровых мужчин, желательно богатых.

Были арестованы около 20 тысяч человек, уничтожены 815 магазинов, 171 жилой дом, 195 синагог, по данным властей, убиты 35 и тяжело ранены 36 человек. Другие источники говорят о 91 погибшем.

По оценке германского историка Ганса Моммзена, главной целью "Хрустальной ночи" был захват собственности.

11 ноября Геринг провел совещание, на котором произнес знаменитую фразу: "Не хотел бы я сегодня быть евреем в Германии" и потребовал "полностью удалить евреев из сферы хозяйства".

О физическом уничтожении речь еще не шла. Было решено покрыть убытки от погромов (25 миллионов марок, в том числе пять миллионов за разбитые витрины) за счет конфискации имущества у евреев, установить для них опознавательный знак в виде желтой звезды на одежде, запретить учиться в государственных школах и университетах, лечиться в государственных больницах, посещать пляжи и курорты.

Зато отвергли идею отвести им специальные железнодорожные вагоны: вдруг в час пик немцам придется тесниться, а евреи расположатся в своих вагонах с комфортом?

Отказались и от создания гетто, на том основании, что там евреи окажутся без присмотра немецких соседей. В оккупированных странах Западной Европы, напротив, гетто создавались повсеместно - видимо, нацисты сомневались в готовности тамошних жителей доносить.

Варшава и Мадагаскар

Еще не закончилась война с Польшей, а Гейдрих 21 сентября 1939 года уже провел совещание на тему "Еврейский вопрос на оккупированных территориях", где постановили создать гетто и юденраты из "раввинов и других лиц, пользующихся в данной местности влиянием".

Возглавив в сентябре 1939 года "еврейский" отдел гестапо В4, Эйхман предложил выселить всех евреев Европы на Мадагаскар. Реализацию плана отложили до победы над Англией и нейтрализации британского флота.

В "директиве о комиссарах" от 6 июня 1941 года, подписанной накануне нападения на СССР фельдмаршалом Кейтелем, шла речь о "функционерах коммунистической партии", "пропагандистах и саботажниках" и "евреях в партийных и государственных учреждениях".
"Еще не настало время открыто говорить об уничтожении евреев только потому, что они родились евреями", - комментирует французский исследователь Лоран Бине.

Месть и паранойя

Как показал Эйхман на судебном процессе в Иерусалиме в 1961 году, в начале августа 1941 года Гейдрих вызвал его, показал документ, подписанный Герингом, и сообщил: "Фюрер отдал приказ о физическом уничтожении евреев".

По словам Эйхмана, это стало для него полной неожиданностью.

Правда, он был исполнителем в чине оберштурмбанфюрера (подполковника). Сотрудник личной канцелярии Гитлера Виктор Брак заявил на Нюрнбергском процессе, что решение созрело в голове Гитлера примерно к марту 1941 года, и для представителей высшего властного эшелона с этого времени тайной не являлось.
Как предполагают историки, после победы над Францией Гитлер надеялся, что "разложенная демократией" Британия скоро попросит мира, в Америке на президентских выборах 1940 года победит изоляционист Уэнделл Уилки, а Сталин присоединится к "пакту трех" в качестве младшего партнера.

Когда Германия оказалась вовлечена в войну на уничтожение практически со всем миром (позиция США уже не вызывала сомнений), он, вероятно, счел, что терять нечего.

Широко известна фраза, сказанная Гитлером 30 января 1939 года на праздновании шестой годовщины его прихода к власти: "Если международные еврейские финансисты, вовне и за пределами Европы, еще раз преуспеют во втягивании европейских наций в войну, то ее результатом будет уничтожение еврейской расы в Европе".

Неизвестно, чего здесь было больше: попытки шантажировать мир жизнями невинных людей, или искренней убежденности, что без "еврейских финансистов" на свете ничего не делается.

21 августа 1939 года, за 10 дней до начала Второй мировой, XXI съезд Всемирного еврейского конгресса в Женеве устами своего главы и будущего первого президента Израиля Хаима Вейцмана объявил себя в состоянии войны с Германией.
После Нюрнбергских законов и "Хрустальной ночи" оснований для этого имелось достаточно.

Разумеется, "объявление войны" общественной организацией не могло быть ничем иным, как пропагандистским актом, вроде "крестового похода против большевиков", провозглашенного в 1930 году папой Пием XI. Однако тезис: "Евреи развязали войну" широко использовался пропагандой Геббельса.

Одержимый паранойей и конспирологией, Гитлер вполне мог верить, что если бы не евреи, мир признал бы его гегемонистские притязания, и рассматривать холокост как месть.

Ванзейская конференция

20 января 1942 года на вилле "Марлир" на берегу озера Ванзее в Берлине состоялась конференция по "окончательному решению еврейского вопроса". Присутствовали 15 статс-секретарей (первых заместителей министра) заинтересованных ведомств. Основной полуторачасовый доклад сделал Гейдрих, протоколировал Эйхман.
Часть историков склонны преувеличивать роль Ванзейской конференции, считая ее отправной точкой холокоста. Однако к тому времени главные решения были уже приняты, дискуссия свелась, в основном, к тому, кого считать евреем.

Гейдрих раздал участникам список европейских стран с указанием количества в каждой из них людей, которых следовало подвергнуть "принудительной эвакуации". Он включал еще не захваченные СССР, Британию, Испанию, Швейцарию, Швецию и Турцию, а также Албанию, где, по данным гестапо, насчитывалось всего 200 евреев.

Большинство присутствовавших были беспартийными бюрократами, свыше половины имели докторские степени, но все приняли услышанное как должное.

Гекатомбы жертв

"Ванзейский список" обрекал на смерть около 11 миллионов евреев Европы.

К счастью, нацисты добрались не до всех.

"Я сойду в могилу смеясь, поскольку факт, что на моей совести смерть пяти миллионов евреев, дарит мне необычайное удовлетворение", - говорил Эйхман (правда, не под виселицей, а в Аргентине, как ему казалось, в безопасности).

Наиболее известна каноническая цифра "6 миллионов жертв холокоста", цитируемая в документах ООН и Нюрнбергского трибунала.
Ряд ученых считают ее округленной в сторону увеличения. Данные появились в первые послевоенные годы путем сравнения еврейского населения европейских стран до установления гитлеровского господства и после освобождения, без учета того, что части людей удалось бежать.
Полного поименного списка жертв не существует.

В Национальном музее холокоста "Яд-Вашем" в Иерусалиме хранятся документы примерно на 4 миллиона погибших. Центр еврейской документации в Париже говорит о 4,5 миллионах.

Наиболее точную цифру на основании своих изысканий привел Джеральд Рейтлинджер: 4 млн 192 тыс. 200 человек. Рудольф Руммель писал о 4 миллионах 204 тысячах, Рауль Хильберг о 5,1 миллиона человек.

Палачи и герои

Гейдриха 27 мая 1942 года убили в Праге чехословацкие патриоты, сотрудничавшие с британской разведкой.

Эйхман бежал в Аргентину, в 1960 году был отыскан израильской разведкой "Моссад", вывезен в Иерусалим, судим и повешен (единственная смертная казнь в истории еврейского государства). klonik69 в

Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста . В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост - это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Сам термин появился в обиходе благодаря заимствованию из греческих библейских текстов форм слова holocaustum («всесожжение», «жертва всесожжения»), в английском варианте - holocaust.

В русском варианте слово «холокост» может обозначать геноцид любого народа (как, например, геноцид армян в Османской империи), при использовании же «Холокост» с заглавной буквы оно означает события именно Второй мировой войны.

Хронология

10 мая 1933 года - прошло сожжение книг еврейских авторов, к сентябрю евреям было запрещено участвовать в культурной жизни страны.

3 июля 1934 года - был принят закон, запрещающий брак арийцев с представителями «иной расы».

15 сентября 1935 года - были приняты Нюрнбергские законы - два законодательных акта, предусматривающих лишение немецкого гражданства тех, кто не «обладает германской или родственной ей кровью», пристальное внимание уделено было евреям и цыганам.

5 октября 1938 года - в паспортах евреев начинают проставлять «J», что означает «Jude» - еврей.

Ноябрь 1938 года - весь мир потрясли события так называемой «Хрустальной ночи», более 1400 синагог было разрушено, тысячи евреев пострадали, десятки тысяч - оправлены в концлагеря.

21 сентября 1939 года - появилась инструкция о заключении польских евреев в гетто, чуть позднее евреям было велено носить на рукаве «Звезду Давида»

22 июня 1941 года - Германия напала на СССР, на оккупированных территориях началось массовое уничтожение советских евреев.

31 июля - немцы принялись за подготовку «окончательного решения еврейского вопроса», открылись гетто на территории России.

11 августа - произошёл расстрел более 18 тысяч евреев близ Змиевской балки (Ростов-на-Дону).

19 апреля - началось восстание в Варшавском гетто, затем в течение года восстания прошли в гетто Белостока и лагере Собибор.

Февраль - июль 1944 года - были освобождены гетто Транснистрии и лагерь Майданек.

8 мая 1945 года - Германия капитулировала, в октябре начались судебные процессы над военными преступниками.

Цифры и факты

6 млн евреев в общей сложности погибло в ходе геноцида, идентифицировать удалось около 4 млн человек. Это около трети всего еврейского населения мира.

566 тысяч евреев проживало на территории Германии до 1933 года, из них 150 тысяч эмигрировало, 170 тысяч - погибло.

350 тысяч венгерских, столько же французских и румынских евреев погибло в ходе войны.

3 млн 350 тысяч евреев проживало на территории Польши, из них спаслось 350 тысяч.

1,2 млн человек - таково количество погибших советских евреев.

4 млн (по другим подсчётам - 2-3 млн) человек было убито в лагере смерти Освенцим, «пропускная способность» лагеря была доведена до 20 тысяч человек в день. 870 тысяч человек погибло в лагере Треблинка, 600 тысяч - в лагере Бельжец.

200 тысяч человек были убиты и около миллиона пациентов немецких больниц было замучено голодом по программе «Т-4» (программа предусматривала умерщвление инвалидов, людей с умственными заболеваниями, детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны»).

5-15 тысяч человек содержались в лагерях за гомосексуальную активность, около 9 тысяч из них погибло. Заключённые обязаны были носить знак отличия на одежде - розовый треугольник.

23 тысячам спасителей еврейского населения присвоено почётное звание «Праведников мира», среди них более 6000 из Польши, 5000 из Голландии и 3000 из Франции. Они с риском для жизни помогали еврейскому населению спастись от уничтожения нацистами.

Почему Холокост стал возможен?

Историки считают, что в результате продуманной политики немцам удавалось довольно долгое время не пропускать информацию о своих планах, поэтому свозимые в гетто евреи просто стремились выжить и выполнять все требования оккупантов.

Сопротивление началось, когда стали окончательно ясны мотивы нацистов, однако без поддержки местного населения вне стен гетто повстанцы погибали. Тех, кто с риском для жизни помогал беженцам, стали впоследствии называть «Праведниками мира».

Восстание в Варшавском гетто (19 апреля 1943 года) стало символом сопротивления еврейского народа. Когда началось уничтожение гетто, его жители оказывали сопротивление гораздо более оснащённым немецким войскам в течение пяти недель. Однако 16 мая «зачистка» гетто была закончена.

После окончания войны появились точки зрения, отрицающие сам исторический факт Холокоста и антисемитской политики Третьего Рейха. Профессиональные историки и исследователи считают подобный подход антинаучным. В ряде стран публичное отрицание Холокоста стало уголовно-наказуемым.

День памяти

Организация Объединённых Наций уделяла и уделяет много времени просветительской деятельности, не позволяя миру забыть те события, которые произошли в ходе Второй мировой войны. В 2005 году Генассамблея ООН приняла программу под названием «Холокост и ООН», предусматривающую поощрение разработки образовательных программ по теме Холокоста с целью рассказать людям, что именно происходило в то время.

Тогда же был учреждён Международный день памяти жертв Холокоста (27 января, как уже было отмечено, - это день освобождения лагеря Освенцим), который подразумевал различные мероприятия в отделениях ООН по всему свету. Так, на церемонии в зале Генассамблеи в 2006 году собралось более 2000 человек, множество человек во всём мире смотрели теле- и интернет-трансляцию.

В 2007 году была принята Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 61/255, в которой настоятельно рекомендовалось всем странам отвергать любое отрицание Холокоста и чтить память погибших от рук нацистов людей.

С тех пор ООН при поддержке ЮНЕСКО, Европарламента и региональных межправительственных организаций поощряет проведение специальных мероприятий, таких как просмотр документальных фильмов или подготовку информационных материалов, дабы повысить осведомлённость людей о том, как опасна политика геноцида.

В память о Холокосте воздвигнуто множество мемориалов, созданы музеи в разных странах мира (Музей Яд ва-Шем в Иерусалиме, Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне или Центр документации и мемориал в Париже).

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов - групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4-5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста - годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

Вверх